Вопрос о вдохновении – вечный камень преткновения для всех, кто занимается творчеством. Как научиться писать, когда муза молчит? Как писать без вдохновения? Как создавать произведения, не полагаясь на случайный порыв, а действуя осознанно и систематически? В конце моих размышлений, я попробую дать некий рецепт, но, к сожалению, универсальных рецептов не существует.
Творчество – сложный и многогранный процесс, который часто романтизируется как спонтанное проявление вдохновения. Однако, за блестящими произведениями искусства стоит не сколько вдохновение, сколько упорный труд, дисциплина и глубокое понимание ремесла. Важно понимать, что одного вдохновения недостаточно. Так, если бы Александр Сергеевич Пушкин или Лев Николаевич Толстой садились писать только по вдохновению, вряд ли они написали более 1/10 от того, что создали. Настоящий мастер сам пробуждает в себе во время работы то самое «вдохновение» (хотя я бы назвал это интересом или увлеченностью). Таким образом писательский труд классиков – это прежде всего ремесло, приправленное талантом или «гениальностью», требующее самоотдачи, постоянного обучения и дисциплины. Пушкин писал: «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Вдохновение у Пушкина - состояние повышенной восприимчивости впечатлений, готовности к творчеству, а не случайный порыв, спровоцированный удачей. Причем впечатления Пушкин получал от частых путешествий по России, он впечатлялся женщинами, интересными собеседниками и, конечно, чтением. Книги – были важнейшим источником впечатлений у поэта. И еще важной причиной «восприимчивости» поэта была природа и времена года: «Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает».
Для всех поэтов важной причиной творчества – является сублимация, Анна Андреевна Ахматова писала:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…»
Несомненно, даже самый опытный автор может писать, сублимируя пережитые жизненные потрясения. Сублимация, к слову, обладает отличными психотерапевтическими свойствами. Но не единой сублимацией живет Мастер. Часто вдохновение конъюнктурно, сиюминутно, и зависит от обстоятельств, но именно оно является отличным толчком для начинающих авторов. И если способный новичок, научится вырабатывать в себе интерес к творческой работе в процессе самой работы, будет читать, развиваться, изучать ремесло, заниматься саморедактурой и самоцензурой, возможно, из него получится настоящий Мастер. Мастерство – это талант, помноженный на многолетний упорный труд.
Итак, ответы на вопросы, которые я обозначил в самом начале, рецепт для авторов:
1. Изучайте ремесло, теорию и практику, прокачивайте свои навыки;
2. Ищите источники впечатлений и обязательно читайте художественную литературу.
3. Создайте свою собственную “батарею” источников, которые будут заряжать вас энергией и подпитывать вашу фантазию.
4. Используйте силу сублимации, превращайте пережитые жизненные потрясения в искусство, дайте выход своим эмоциям и чувствам в творчестве. Она, помогает справиться с негативными переживаниями и направить энергию в созидательное русло.
5. Не ждите идеальных условий. Если вы занимаетесь любимым делом, не стоит ждать, когда все звезды сойдутся, начинайте творить здесь и сейчас, даже если условия не идеальны. Именно в процессе работы и рождается настоящий интерес и увлеченность.
6. Развивайте самодисциплину. Установите себе график или живите с девизом: «Ни дня без строчки».
И в заверении моих рассуждений мне хочется обратиться к Борису Леонидовичу Пастернаку:
«Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.»
Творчество – сложный и многогранный процесс, который часто романтизируется как спонтанное проявление вдохновения. Однако, за блестящими произведениями искусства стоит не сколько вдохновение, сколько упорный труд, дисциплина и глубокое понимание ремесла. Важно понимать, что одного вдохновения недостаточно. Так, если бы Александр Сергеевич Пушкин или Лев Николаевич Толстой садились писать только по вдохновению, вряд ли они написали более 1/10 от того, что создали. Настоящий мастер сам пробуждает в себе во время работы то самое «вдохновение» (хотя я бы назвал это интересом или увлеченностью). Таким образом писательский труд классиков – это прежде всего ремесло, приправленное талантом или «гениальностью», требующее самоотдачи, постоянного обучения и дисциплины. Пушкин писал: «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Вдохновение у Пушкина - состояние повышенной восприимчивости впечатлений, готовности к творчеству, а не случайный порыв, спровоцированный удачей. Причем впечатления Пушкин получал от частых путешествий по России, он впечатлялся женщинами, интересными собеседниками и, конечно, чтением. Книги – были важнейшим источником впечатлений у поэта. И еще важной причиной «восприимчивости» поэта была природа и времена года: «Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает».
Для всех поэтов важной причиной творчества – является сублимация, Анна Андреевна Ахматова писала:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…»
Несомненно, даже самый опытный автор может писать, сублимируя пережитые жизненные потрясения. Сублимация, к слову, обладает отличными психотерапевтическими свойствами. Но не единой сублимацией живет Мастер. Часто вдохновение конъюнктурно, сиюминутно, и зависит от обстоятельств, но именно оно является отличным толчком для начинающих авторов. И если способный новичок, научится вырабатывать в себе интерес к творческой работе в процессе самой работы, будет читать, развиваться, изучать ремесло, заниматься саморедактурой и самоцензурой, возможно, из него получится настоящий Мастер. Мастерство – это талант, помноженный на многолетний упорный труд.
Итак, ответы на вопросы, которые я обозначил в самом начале, рецепт для авторов:
1. Изучайте ремесло, теорию и практику, прокачивайте свои навыки;
2. Ищите источники впечатлений и обязательно читайте художественную литературу.
3. Создайте свою собственную “батарею” источников, которые будут заряжать вас энергией и подпитывать вашу фантазию.
4. Используйте силу сублимации, превращайте пережитые жизненные потрясения в искусство, дайте выход своим эмоциям и чувствам в творчестве. Она, помогает справиться с негативными переживаниями и направить энергию в созидательное русло.
5. Не ждите идеальных условий. Если вы занимаетесь любимым делом, не стоит ждать, когда все звезды сойдутся, начинайте творить здесь и сейчас, даже если условия не идеальны. Именно в процессе работы и рождается настоящий интерес и увлеченность.
6. Развивайте самодисциплину. Установите себе график или живите с девизом: «Ни дня без строчки».
И в заверении моих рассуждений мне хочется обратиться к Борису Леонидовичу Пастернаку:
«Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.»